пятница, 8 февраля 2013 г.

пухлые ляжки пьяной женщины очень возбуждали мальца

Дуся живет в Нью-Йорке. Она замужем за Мордехаем Ривкиным. У них тоже двое сыновей, три дочери и несколько десятков внуков и правнуков.

Давид сейчас живет в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), где у него фабрика пластика. У него пятеро детей и не менее трех десятков внуков и правнуков.

Ко времени написания этих записок в живых остались я, Давид и Дуся. Папа умер в Америке и похоронен на Монтефиорском кладбище в Нью-Йорке. Там же покоятся мама и брат Шолом. Марьяша умерла в Харькове в декабре 1972 года и похоронена на почетной площадке кладбища. Я ездил на ее похороны. Обо всех ушедших из жизни братьях и сестрах я написал небольшие заметки, которые хранятся в моем личном архиве.

Мой брат Давид родился, по-моему, в 1916 году уже в Харькове (он считает, что в Докшицах); там же родились брат Шолом (1918) и сестра Дуся (1926). В семье ходят разговоры о том, что в Докшицах у отца с матерью родились еще двое детей, которые умерли в младенчестве.

В Докшицах у них родились дочери Мира (Мириам, 1908) и Марьяша (Мария, 1910 или 1911), сыновья Куся (Иекусиель, 1912) и Гендель (1913).

Судя по воспоминаниям отца, роман с моей матерью Гиндой Абрамовной Шагалович у него завязался чуть ли не в раннем детстве. Точной даты их свадьбы я не знаю. Знаю лишь, что до 1914 или 1915 года они жили в Докшицах, а затем вынуждены были бежать оттуда из-за наступления немцев во время первой Мировой войны в Харьков.

Дедушка Йосеф был женат дважды: на Хане Двойре и после ее смерти на Либе. От первой жены у него было два сына: Мендель (мой отец) и Самуил и дочь Алта, а от второй три сына: Залман-Исер, Мане и Нохум. Точного года рождения отца я не знаю, но, видимо, это был 1880 г. Жил он в Докшицах и учился у деда Куше. Думаю, что дед воспитал из него пламенного хасида, которым отец оставался до конца своей жизни.

Папа вспоминает о деде, но ничего не говорит о своем отце Йосефе. У меня имеется фотография Йосефа Дейча и памятник на его могиле в Докшицах. Умер он в 1926 г., когда Докшицы принадлежали уже Польше.

Первый из известных мне Дейчей имел имя Мане и жил в местечке Докшицы, бывшей Минской губернии, сейчас Витебской области. У него был сын по имени Куше или правильнее Иекусиель Докшицер. Он был, кажется, меламедом, и у него учился мой отец Мендель Дейч, приходившийся Иекусиелю Докшицеру внуком. Отец, кстати, оставил воспоминания о своем деде. Они имеются у моего брата Давида, а их копия у меня. В воспоминаниях рассказывается о совместных поездках отца и прадеда из Докшиц в Любавич к ребе.

Мои сведения о предках очень скудны. Знаю только, что они были любавическими хасидами. Из хасидской литературы также известно, что некоторые из них пользовались большим уважением у всех Любавичских ребе.

До последнего времени я их никому не показывал и сам не перечитывал, время от времени делая добавления. По ряду соображений я писал эти добавления в виде писем своим внукам. Тяжелая болезнь в конце 1995 начале 1996 гг. привела к тому, что я лишился не только ноги, но и, фактически, зрения и теперь уже не могу прочесть написанное, даже если бы и захотел. Вот почему я решил показать рукопись сотруднику московского общества "Еврейское наследие" В.А.Щедрину, который предложил издать ее часть. Не имея возможности чем-либо помочь ему в этой работе, полностью передаю рукопись в его руки.

В 1976 г. меня буквально выперли с работы в Герценовском педагогическом институте за мое намерение поехать в гости к родственникам в Америку, и я как-то сразу оказался без дела, поэтому и решил заняться родичами. Вот как случилось, что в том же году я в один присест, не перечитывая рукописи, написал эти записки, которые предназначались только для моих детей и внуков.

Мне стало стыдно за людей. Тогда я впервые задумался над историей своих предков и решил при случае заняться этим вопросом.

Возвращаясь домой, я спросил жену: знает ли она имя своего прадеда? "Прадеда?" с изумлением спросила она. "Понятия не имею." Потом, поняв связь моего вопроса с генеалогией виденной собаки рассмеялась.

Однажды меня с женой пригласили в гости в семью, где недавно купили собаку. Пес был великолепен и как-то невольно разговор весь вечер вертелся вокруг него. На прощание хозяин сказал, что как историку мне, вероятно, будет интересна генеалогия пса, и показал мне великолепный альбом, в котором были подробные сведения о 141 поколениях предков собаки, начиная с Петровских времен и до наших дней.

Вместо предисловия

ЗАПИСКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ

Серия монографий: выпуск 3

ОБЩЕСТВО "ЕВРЕЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ "

Jewish Heritage Society: Monograph Series - monograph 3 (Russian)

Комментариев нет:

Отправить комментарий